Поиск по этому блогу

Викторина к 100-летию со дня рождения А.И. Солженицына

Викторина к 150-летию со дня рождения Максима Горького

Викторина к 150-летию со дня рождения Максима Горького
Викторина

четверг, 9 февраля 2017 г.



«Межпоселенческая центральная библиотека» пригласила принять участие в библиотечной акции «Читаем книги Нины Павловой».
Цель акции – популяризация творчества детской писательницы Нины Михайловны Павловой, уроженки п. Сулин (ныне г. Красный Сулин Ростовской области).
Дата проведения акции – 8 февраля 2017 года, приурочена к 120-летию со дня рождения Н. М. Павловой.



«Мы раскрываем книжку — и вдруг цветы заговорили с ветерком, с насекомым. И самое удивительное в этих рассказах, что мы с вами нисколько этому не удивились, будто давно понимаем язык растений, крохотных животных и сами умеем, говорим, на их языке. Почему так? Потому что в рассказах Нины Михайловны Павловой все — самая настоящая правда».
В.Бианки
Нина Михайловна Павлова-писательница, автор сказок, рассказов и очерков для детей, ученый-растениевод
Нина Михайловна Павлова, писательница, автор сказок, рассказов и очерков для детей, ученый-растениевод, доктор биологических наук, родилась 27 января (8 февраля) 1897 г. в г. Сулине Черкасского округа Области Войска Донского.
Нина Михайловна Павлова в литературу для детей пришла в 1935 году, имея за плечами опыт научных открытий и педагогической работы, занятия литературой явились для нее популяризацией любимой науки среди детей.

В формировании задатков ученого и писателя Н. М. Павловой большую роль сыграла семья. Мать — библиотекарь — сумела привить детям глубокое уважение к книге, к лучшим произведениям русской и мировой литературы. Но особенную роль в развитии детей сыграл отец, Михаил Александрович Павлов, донской казак, выдающийся ученый, академик, награжденный за заслуги в развитии металлургии четырьмя орденами Ленина, являющийся отцом русской металлургии. Отец был для детей всегда примером трудолюбия и преданности своему делу, он привил детям уважение к людям науки, к занятиям в лаборатории, к упорному систематическому труду.
«Впоследствии, уже научным работником, я позаимствовала у отца его систему записей и сбора материала для научной работы, — пишет Н. М. Павлова. — Отец был в высшей степени аккуратным и точным человеком и прекрасно разработал все этапы подготовки научной рукописи»
Училась в коммерческом училище в Лесном, что под Санкт-Петербургом. В отличие от традиционных гимназий, это было совместное обучение мальчиков и девочек, что считалось в ту пору (1906-1907г.) новшеством. В обучении в училище не применялись ни награды, ни наказания, ни вообще всякого рода меры внешнего воздействия на ученика, чтобы заставить его заниматься, но это развивало в учениках самостоятельность, чувство долга и сознания своих обязанностей. Естествознание преподавал Борис Евгеньевич Райков, опытный биолог и талантливый педагог, сумевший дать своим ученикам глубокие знания и привить им любовь к природе. Это предопределило дальнейшую судьбу Нины Михайловны. Она поступает в Петроградский университет и в 1920 г. оканчивает естественное отделение физико-математического факультета по специальности систематика и география растений.
Многие годы работы в науке сформировали стиль хорошо продуманной и логически обоснованной работы, который внесла писательница и в свои детские книги.
В 1935 году опубликовала свой первый рассказ »Рекордный снимок». Затем ее рассказы «Большое чудо», «Живая бусинка», «Жёлтый, белый, лиловый», «Мышонок заблудился», «Хитрый одуванчик» и другие стали появляться в различных детских журналах «Чиже», «Пионере», »Мурзилке», «Юном натуралисте» и других.
Книги Н. М. Павловой для детей всегда научно достоверны. Вопросы опыления, питания, мимикрии, роста растений, взаимосвязи растений и насекомых, целесообразности и борьбы за существование в природе решаются писательницей на конкретном материале биологической науки. У читателя создается верное представление о жизни растений определенного вида. Писательница убеждает читателя в том, что у каждого отдельного растения — своя жизнь. В одном из ее рассказов есть такое рассуждение: «Вот удивительно! — сказала Пчела.— Живешь корешок к корешку; и все-
таки у каждого свой мир!». Это удивление Пчелы вызвано сменой цветов на лугу, но может быть отнесено и к другим растениям, которые живут «корешок к корешку» и тем не менее очень различны по своему образу жизни. Вот эти разные судьбы растений и прослеживает писательница, умея раскрыть в каждой судьбе растения что-то свое, только ему свойственное.
Когда-то В. В. Бианки говорил, что каждую птицу, каждого зверя биолог должен знать по имени, отчеству и фамилии. В книгах Н. М. Павловой всегда присутствует эта конкретность и научная точность в описании насекомого или растения. При этом в биографии своего героя автор всегда находит что-то удивительное, необычайное, даже чудесное. «Ты была червяком, а теперь у тебя крылья! — сказал дождевой червяк. — И спрашивать не надо — это большое чудо! — Да, это большое чудо! — отозвались травы и деревья». Рассказ, из которого взяты эти строки, так и называется «Большое чудо». В природе много чудес, больших и маленьких, и автор показывает чудеса земного, раскрывает перед ним удивительные секреты природы. Недаром один из сборников ее рассказов называется «Секрет».
Разгадывать загадки природы, раскрывать ее секреты автор приглашает и самих читателей, называя иногда свои рассказы и сказки загадочно или вопросительно: «Бывает, и холодное согревает», «Клад января», «Кто хитрее?», «Когда их цветет больше?», «Кому улыбнется весна?». Об удивительных привычках австралийских попугайчиков, об особенностях «дружной семейки», о тайне ландыша, о том, почему лен цветет только до полудня, в чем секрет обыкновенного лугового василька, какой цветок можно назвать героем и о многих других интересных явлениях и случаях из жизни насекомых и растений рассказывает ученый детям.
Н. М. Павлова не отпугивает читателей сложной и недоступной им научной терминологией. Мимикрия, целесообразность, видовые различия, гнездование птиц, опыление и оплодотворение цветов — обо всем этом и многом другом узнают читатели, не слыша непривычных для детского уха терминов.
В основу каждого, даже самого маленького рассказа или сказки для детей Н. М. Павлова кладет свои личные научные наблюдения за явлениями природы. Таких наблюдений, точно зафиксированных, снабженных рисунками и схемами, накопилось много за годы творческого труда. И творческий метод писательницы Павловой вытекает из творческого метода доктора наук Павловой: точность, абсолютная точность. Для того чтобы детям рассказать об одном событии из жизни какого-нибудь растения или насекомого, просматриваются десятки записей этого события в разные годы. Наиболее типичное попадает из повседневных фенологических записей в детскую книжку. Случайное, малозначительное отсеивается при тщательном отборе. Именно в такой лаборатории творчества были созданы «Мышонок заблудился», «Мушка - клушка», «Совы», «Нежданный гость», «Тыквята» и десятки других рассказов и сказок для детей.
Чаще всего рассказы Н. М. Павловой написаны на основе научной экспериментальной работы — и это накладывает на них особый отпечаток. Автор пристально всматривается в травы, цветы, плоды и показывает детям, как сквозь стекло микроскопа, отдельные их детали в увеличенном виде. Тем самым писательница острит зрение своего маленького читателя или слушателя.
Нина Михайловна Павлова-писательница, автор сказок, рассказов и очерков для детей, ученый-растениевод (08.02.1897-15.08.1973)
Вот как описывает автор цветок хохлатки: «А цветки у нее были просто удивительные. Спереди у них была мордочка с вытянутой нижней губой, внизу — брюшко, а сзади — хвост». О козьей иве написано так: «Шишечки у деревца были простоватые, серо-зеленые, но очень любопытные: все из узких бутылочек с желтыми горлышками. И у каждой бутылочки стоял стаканчик с душистым сладким соком». О водяном хищнике — растении пузырчатке: «Листики у него были — тоненькие, ветвистые волоски, как будто от настоящих листьев остались одни жилки. Но самое удивительное —
на этих листиках - жилках всюду были развешены голубоватые пузырьки. В каждом пузырьке была закрытая дверка. И около нее, у стенки, на полочках-палочках лежало угощенье».
Пристальное всматривание в жизнь растений роднит ученого и ребенка: как для того, так и для другого характерно вечное удивление перед явлениями природы; у ребенка это от незнания, у ученого это от вечных поисков нового, неизведанного.
Мир под микроскопом, который показывает Н. М. Павлова детям, полон чудес и неожиданных открытий. Читатель узнает, что «у васильков не цветы, а целые корзинки мелких цветков. И по краям корзинки— цветки побольше, покрасивее: с разрезными краями, но внутри пустые. А посередине — попроще, но зато с пестиками и с тычинками». Превращение одного василька в целую корзинку цветов да еще таких разных, когда одни цветки своей красотой привлекают внимание насекомых, зато другие этих насекомых угощают сладким соком, и удивляет читателя, и учит его смотреть на мир глазами внимательного наблюдателя.
Мир растений Н. М. Павлова рассматривает с разных точек зрения, смотрит на мир природы разными глазами. То это глаза Дикой Пчелы («В две смены»), то глаза Бабочки-Крапивницы («На козьей Иве»), то глаза Котенка («В сумраке леса»), то глаза маленькой девочки («Две сказки»), то глаза двух синичек («Вечнозеленый лес»), то глаза Сокола Сапсана («Разными глазами»), то глазами Зайца («Февраль»)... Одни и те же события из жизни природы поворачиваются перед читателем разными сторонами, во всем своем многообразии, красочности и поэтичности. Такой метод художественного раскрытия многообразия природы позаимствован автором у науки, когда ставится целая серия опытов для того, чтобы раскрыть сущность какого-нибудь явления.
Однако этот метод научного эксперимента, так естественно введенный Н. М. Павловой в книги для детей, оказался как нельзя боле поэтическим и поистине художественным потому, что автор обладает незаурядными способностями художника слова. Вероятно, это еще раз подтверждает распространенную мысль о том, что ученый, влюбленный в свое дело, становится поэтом.
Поэтичность свойственна природоведческой литературе для детей: рассказы Е. И. Чарушина, Г. Скребицкого, Н. И. Сладкова, Э. Шима необычайно лиричны, музыкальны, полны поэзии. Но при этом их произведения очень различны, вводят читателя в неповторимый мир звуков и красок своими поэтическими тропинками.
Свое писательское кредо Н. М. Павлова выразила в «Двух сказках», где полемизирует со сказкой безделкой, сказкой-игрушкой, сказкой без научных корней. О том, как грибы растут, рассказывает автор дважды, сначала от имени девочки, потом от имени старого леса. Первая сказка — искусственно занимательная, в ней есть и веселая пляска медведя, и пугливые грибы, которые попрятались кто куда; одного в ней нет—правды. Вторая сказка — подлинно научная, о диво-корешках и их жизни в дружбе с корнями дерева. Эта сказка естественно занимательна, привлекает и заинтересовывает детей самим содержанием. И в той, и в другой сказке - антропоморфизм. Но главное — что стоит за ним, за этим антропоморфизмом: досужая выдумка или научные сведения.
Занимательность научная побеждает ложную занимательность. Недаром учитель и друг Павловой В. В. Бианки называл сказки ее правдивыми. «Мы раскрываем книжку — и вдруг цветы заговорили с ветерком, с насекомыми, — пишет В. В. Бианки в своей статье. — И все мое удивительное в этих рассказах, что мы с вами нисколько этому не удивились, будто давно понимаем язык растений, крохотных животных и сами умеем, говорим, на их языке. Почему так? Потому что в рассказах Нины Михайловны Павловой все — самая настоящая правда». Писательница, всегда с глубокой благодарностью вспоминающая своего литературного учителя Виталия Валентиновича Бианки, не пошла по пути подражания, по пути заимствования художественной манеры своего учителя, а избрала собственный путь в детской литературе. Известно, что в сказках и рассказах Бианки серьезные знания биолога облечены в увлекательную романтическую фабулу, сюжетно
построены очень динамично и приключенчески. Сказки и рассказы Н. М. Павловой отличаются от книг В. Бианки не только объектом изображения, но и самой манерой подачи материала. И это не полемика с Бианки, а просто свое видение мира, свои твердые убеждения в том, какими должны быть рассказы о природе для детей. Если В. В. Бианки выступает в своих книгах для детей как мастер приключенческой повести, как заядлый охотник и следопыт, то Н. М. Павлова больше похожа на педагога-экскурсовода, который увлекает слушателей-детей неизвестными для них фактами из жизни природы. Несомненно, что в данном случае сказался опыт работы Павловой-педагога в начальных классах школы. Пожалуй, ближе всего стоит писательница в своих исканиях к М. М. Пришвину с его требованием родственного внимания к природе. Принцип философского осмысления жизни природы, моральный элемент в рассказах о жизни растений, птиц, насекомых особенно дорог Н. М. Павловой. Насыщенность ее произведений моральными категориями говорит о том, что перед нами не только ученый и художник слова, но и настойчивый педагог, страстный пропагандист определенных идей воспитания. «Почти все мои вещи написаны в двух планах» — пишет Нина Михайловна. — «Я очень люблю детей и вижу в каждом ребенке не только будущего, но и уже настоящего человека. Поэтому я считаю неправильным писать для детей чисто развлекательные или чисто познавательные (конечно, если это не учебник) книжки, считаю, что во всякой книжке для детей должно быть кое-что и для души».
Моральный элемент Н. М. Павлова вводит очень осторожно, иногда с помощью одного слова, которое переносит научное описание растения в сферу человеческих отношений. При этом моральная оценка вовсе не заслоняет научного смысла. Так, в рассказе «Цветок-герой» мальчик ошибся, избрав героем среди цветов георгин с его толстыми стеблями и листьями. На самом деле наиболее стойким из цветов оказался нежный флокс, один уцелевший после заморозков. И автор замечает, что герои видны при тяжелой жизни, а мальчик выбирал себе героя весной, когда всем цветам жилось хорошо.
Эта мысль не создает впечатление чего-то нарочитого, назидательного, она естественно вытекает из наблюдения за жизнью растений. Ведь недаром рассказ о Хаджи Мурате JI. Н. Толстой начал с описания непокорного растения татарника, который явился символом непреклонности и мужества.
Изучение природы подводит Н. М. Павлову к философским размышлениям о цели человеческой жизни, о славе и красоте подлинной и мнимой, о торжестве справедливости, о радости познания. И пришвинская идея единства человека и природы, ответственности человека за все живое на земле, пронизывает произведения — Нины Михайловны Павловой.
О жизни и творчестве Н. М. Павловой
♦ Книги – детям: сборник материалов в помощь учителям, библиотекарям и пионерским вожатым / сост. И.Балаховская и Н.Пильник. – Москва.: Детская литература, 1976. – С.106-107.
♦ Палова, Н.М. Воспоминания литературной дочери / Н.М.Павлова // Жизнь и творчество Виталия Бианки / сост. Бианки В.Н. – Ленинград: Детская литература, 1967. – С.65-86.
♦ Разова, В. Биограф природы: [О творчестве Н.М.Павловой ] /В.Разова// О литературе для детей.- Вып.9.- Ленинград : Детская литература,1964.- С.123-128.
♦ Советские детские писатели: биобиблиографический словарь (1917 – 1957). – Москва: Детгиз, 1961. – С.287.